перевод: Димитрий и Людмила
Вы задали вопрос
Апостольский (Петров) пост всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы (совершается на 50-й день после Пасхи). Завершается этот пост всегда 12 июля – в день памяти святых апостолов Петра и Павла. Поэтому продолжительность поста зависит от даты Пасхи и варьируется от 8 до 42 дней.
Апостольский пост считается нестрогим – в монастырях постящимся разрешается есть рыбу во все дни, за исключением среды и пятницы.
Духовная жизнь без поста невозможна. Эта истина не отвлеченно-богословская, а подвижническая, за которую заплачено кровью. Внешний устав не есть совершенный пост. И потому нельзя ограничиться им, но внутренние высшие задачи поста невозможны без соблюдения внешнего постного устава.
протоиерей Валентин Свенцицкий
Сегодня пост именуется апостольским – тут и возникает огромнейшее недоумение: да в чем же именно мы подражаем апостолам? Меня коробит, когда при начале Петрова поста поясняют: этот пост существует у нас потому, что мы подражаем апостолам, а они постились перед тем, как пойти на проповедь Евангелия, потому и мы последуем их примеру… Тут все ставится с ног на голову. Скажите, почему мы подражаем апостолам в подготовке к делу и не подражаем в самом деле?
диакон Андрей
Образцово поступают в тех епархиях и приходах, где в Апостольский пост не просто ограничивают себя в пище, но составляют и реализуют план миссионерско-катехизическиех мероприятий на период поста и после него.
Как определить свое православное имя?
Меня крестили в детском возрасте, и у меня остались только смутные воспоминания. Мама не помнит, какое имя дали мне при крещении, а моего имени в Святцах нет. День рождения у меня 16 декабря. Как определить свое православное имя?
Отвечает иерей Никола Муравьев
Вы можете выбрать любое имя, указанное в православных святцах, но, по традиции, имя определяется восьмым днем после дня рождения. Если в этот день нет устраивающих Вас имен, то день за днем приближаются ко дню рождения. Если опять ничего не угадалось, то отступается восемь дней назад от дня рождения, и в том же порядке приближаемся к Вашему дню. Думаю, что с именем Вы сумеете определиться.
Священник, в правильном случае — Ваш духовный отец (которого необходимо иметь всякому христианину, пекущемуся о своей душе и ее спасении), молится молитву о наречении имени, исповедует и, по возможности, причастит Вас под новым именем. Было бы правильно найти житие Вашего Святого заступника. Узнать его. Молиться ему, прося заступничества.
Бог в помощь!
На вопросы отвечает Владыка Варлаам
ВОПРОС: Можете ли вы объяснить, почему один мой знакомый назвался греко-католиком, если я знаю, что он украинец?
ОТВЕТ: В данном случае Греция и греки не имеют никакого отношения к этому вопросу. Первоначально те православные христиане, которые оказались под контролем католических стран, были вынуждены либо перейти в римский католицизм, либо стать униатами.
Униатами называют тех, кто пытался сохранить свою православную веру, обряды, язык и обычаи, но согласился принять Папу Римского в качестве главы своей церкви. Термин «греко-католическая» был заменен на «украинская греко-католическая», а теперь это просто «украинская католическая». На протяжении веков происходила значительная латинизация, в результате которой было многое сделано для того, чтобы приблизить униатов к Римской церкви. Некоторые из этих людей говорят: «Мы православные, но в общности вероисповедания с Римом». В реальности, они принадлежат к Римско-католической церкви, и не являются православными в том смысле, как мы понимаем Православие.
На вопросы отвечает Владыка Варлаам
ВОПРОС: Почему день памяти Св. Ксении Петербургской и день памяти Св. Ксении Римской отмечаются в один день?
ОТВЕТ: Вы уже частично ответили на свой вопрос. Ксения Петербургская (18 век) была крещена Ксенией в честь Св. Ксении Римской (5 век). День их памяти отмечается 24 января (по Григорианскому календарю). В традиционном православном календаре это 06 февраля (по Юлианскому календарю, по которому мы живем сейчас). Следует просто прибавить 13 дней к любой дате, которая вас интересует. Самый лучший пример для определения дат это Рождество 25 декабря по Григорианскому календарю. Прибавьте 13 дней и получится 07 января (по Юлианскому календарю), день, в который большинство православных во всем мире отмечают Рождество Христово.
Имя Ксения с греческого означает «чужестранка, странница». Преподобная Ксения Римская – в миру Евсевия, уехав в город Миласс в Кесарии, приняла имя Ксения.
Сразу двух святых с именем Ксения чтит Русская Православная Церковь 06 февраля: Ксению Миласскую, или Римскую, и Ксению Петербургскую.
Вопрос:
Крест – символ очень древний. Что он символизировал до крестной смерти Спасителя?
Какой крест считается более правильным – православный или католический
четырехконечный («крыж»). С чем связано изображение Иисуса Христа на кресте с
перекрещенными ступнями у католиков и отдельно стоящими ступнями в
православной традиции.
Отвечает иеромонах Адриан (Пашин):
В разных религиозных традициях крест символизировал разные понятия. Одно из
самых часто встречающихся – встреча мира нашего с миром духовным. Для
еврейского же народа с момента римского владычества крест, распятие было методом
позорной, жестокой казни и вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря
Христу Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства.
Поэтому и святой Ипполит Римский, муж Апостольский, восклицал: «и у Церкви есть
свой трофей над смертью – это Крест Христов, который она носит на себе», и святой
Павел, апостол языков, писал в своем Послании: «желаю хвалиться… только крестом
Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6, 14).
Четырехконечныйкрест
Рис. 1. Четырехконечный крест На Западе наиболее употребительным ныне является
четырехконечный крест (рис. 1), который старообрядцы называют (почему-то попольски)
«крыж латынски» или «рымски», что значит – римский крест. Согласно
Евангелию, казнь крестная была распространяема по Империи именно римлянами и,
конечно же, считалась римскою. «И не по числу древес, не по числу концов Крест
Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятой кровью Которого
обагрился, – говорит святитель Дмитрий Ростовский. – И проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и
призыванием пресвятого имени Его».
Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских
катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как
равночестную всем другим.
Восьмиконечный
православный крест
Рис. 2. Восьмиконечный православный крест Восьмиконечный православный крест
(рис. 2) наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором
был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский,
святой Иустин Философ и другие. «А когда Христос Господь на плечах Своих носил
крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла,
ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и
воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия,
закончив это уже на Голгофе» (святитель Димитрий Ростовский). Также не было еще
и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала
«распяли Его» (Ин. 19, 18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на
кресте» (Ин. 19, 19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины
«распявшие же Его» (Мф. 27, 35), а уж только потом «поставили над головою Его
надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27, 37).
Православное
распятие
Рис. 3. Православное распятие Издревле известны и изображения распятия Спасителя.
До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым,
воскресшим, но и торжествующим (рис. 3), и только в X веке появились изображения
мертвого Христа (рис. 4).
С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели
перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными
каждая отдельно своим гвоздем (рис. 3). Изображение Христа со скрещенными
ступнями, пригвожденными одним гвоздем (рис. 4), впервые появилось, как
новшество, на Западе во второй половине XIII века.
Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о
том, что смерть Господа – это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в
отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с
распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45, 22).
Поэтому в традиции Православия – изображать Спасителя Вседержителя именно как
уже Воскресшего Крестоносителя, держащего и призывающего в Свои объятия всю
вселенную и несущего на Себе новозаветный жертвенник – Крест.
Католическое
распятие
Рис. 4. Католическое распятие А традиционно католическое изображение распятия,
с провисающим на руках Христом, напротив, имеет задачу показать то, как это все
происходило, изобразить предсмертные страдания и смерть, а вовсе не то, что по
существу есть вечный Плод Креста – Его торжество.
Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для
смиренного усвоения ими Плода искупления – Духа Святого, посылаемого
безгрешным Искупителем, чего по гордости не понимают католики, своими
греховными страданиями ищущие участия в безгрешных, а посему искупительных
Страстях Христовых и тем самым впадающие в крестоборческую ересь
«самоспасания».