перевод Дмитрий и Людмила Гусевы 

Архиепископ Лазарь (Archbishop Lazar),

ОБ УСЛОВИЯХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Среди динамично развивающихся областей изучения образования детей существует одна, заслуживающая более подробного рассмотрения. Это область влияния материального благосостояния на образование детей, в частности – как бедность может понижать обучаемость и ухудшать развитие умственных способностей.

Среди некоторых слоев общества на Западе, особенно у консервативного правого крыла, существует тенденция возлагать моральную ответственность за бедность на более низкий умственный уровень и худшие способности к обучению у людей, которые растут в нищете и недоедают. Такое мнение особенно распространено в Америке, но подобные деструктивные взгляды есть и в других странах.

Бедность порождает бедность. Семьи с низкими доходами, живущие на минимальную зарплату или страдающие от бедности в иной форме, часто остаются в бедности на протяжении поколений. В мрачные времена теории евгеники утверждалось, что семьи, живущие ниже уровня бедности, психически неполноценны по каким-то наследуемым аномалиям. Так называемое «Евангелие процветания» некоторых религиозных сект превратили эту евгеническую теорию в теорию морали, основная идея которой заключается в том, что люди живут в нищете потому, что они заслужили Божью немилость. Эти теории находят свое отражение в действиях некоторых политических сил, стремящихся отменить программы школьного питания. Обед по этой программе часто является единственным в день полноценным питанием, получаемым бедными детьми в течение пяти школьных дней в неделю. Но даже эти программы не помогут создать среду для успешного обучения детей дошкольного возраста, живущих на уровне или ниже уровня бедности. В некоторых странах, в том числе в Северной Америке, в таком положении находятся миллионы детей.

В статье мы проанализируем не образовательную среду, но анти-образовательную среду, в которой живут многие миллионы детей во всем мире. Прискорбно, эта проблема затрагивает миллионы детей даже в самых богатых странах на Земле.

Из социологических исследований известно, что дети, живущие в бедности, как правило, получают более низкие оценки за контрольные работы и на экзаменах. Коэффициент их умственного развития IQ низок. Они реже получают высшее образование и, в результате, получают рабочие места с более низкой заработной платой.

Все это было истолковано некоторыми общественными деятелями и политиками как естественное слабоумие, а в более примитивные времена, называлось «плохая кровь». Однако развитие нейромедицины проливает совершенно другой свет на эту тему. Уровень доходов сильно влияет на результаты образования. Одно из главных исследований по этому вопросу, опубликованное в журнале «Педиатрия здоровья ребенка», указывает, что продолжительность, глубина и время бедности, в которой растет ребенок, влияют на уровень образования ребенка, так же как и особенности общественных и социальных связей его окружения. Это исследование предполагает, что меры, предпринятые к искоренению бедности, могут изменить умственные, интеллектуальные и образовательные результаты развития ребенка.

Последствия бедности, в частности, отсутствие полноценного питания, и все недостатки воспитания в условиях нищеты, как правило, ведут к существенным различиям в размере, форме и функционировании мозга у детей. Тот факт, что общество в целом или страна могли бы подняться, укрепиться и успешнее конкурировать в мире в своем технологическом, экономическом и социальном развитии, слишком часто спрятан под кровом мифологии и идеологии. Некоторые политические и философские элементы в различных обществах, похоже, не знают, что успешное образование является инвестицией в будущее нации, в ее силу и устойчивость, и оно вовсе не является формой «благотворительности».

Обеспечивая дошкольное и начальное образование, конечно, нужно принимать в рассмотрение все эти соображения, но есть еще один важный элемент. Детей, выросших в бедности, не нужно заставлять соревноваться на равных с детьми, получившими нормальный уход. Дошкольное и начальное воспитание детей из социально-экономически неблагополучных семей необходимо осуществлять в режиме «специального образования». И это, конечно, должно включать в себя предоставление школой питания этим детям как средства компенсации тех недостатков, от которых они пострадали.

Недоедание и развитие мозга, в том числе влияние недоедания беременных женщин на развитие плода, должно стать одним из самых важных аспектов любой конференции или программы, связанной с образованием и развитием в раннем детстве.

Эта статья довольно краткая, и она является приглашением к дальнейшему изучению этих вопросов. Однако, мы не можем закончить дискуссию, не высказав наблюдения о влиянии социально-идеологических предпосылок на ухудшение образовательной среды миллионов детей, даже тех, которые живут в самой богатой стране мира.

Дети от природы способны к обучению. Их врожденное любопытство является их основным активом в создании условий для обучения. Тем не менее, полноценное питание должно быть одним из приоритетов при обсуждении создания образовательной среды. Без его осуществления возникает социальное и культурное расслоение, которое приводит к тому, что дети, рожденные здоровыми и способными, но воспитанные и посещавшие школу в состоянии бедности, став взрослыми, работают на низкооплачиваемых работах и имеют трудности в поиске работы. Таким образом, цикл бедности замыкается. Это приводит к появлению чего-то, похожего на кастовую систему в некоторых западных странах.

Индия, с другой стороны, имея второе по величине население на земном шаре и вторую по величине систему обязательного детского образования, кормит ежедневно 1,5 миллиона детей в своих школах. Это не только гуманное и цивилизованное отношение, но и крупная инвестиция в будущее нации.

Мы должны обеспечивать полноценное питание нуждающимся детям, только по той причине, что они в этом нуждаются. Такое отношение особенно ожидается от стран, которые считаются христианскими, а поэтому должны выполнять соответствующую заповедь Христа. Любое обсуждение условий для обучения детей младшего возраста не может быть полным без значимых действий. Адекватное питание и забота о физическом окружении должны быть вопросами, обязательными при обсуждении планов в сфере образования.

 

АРХИЕПИСКОП ЛАЗАРЬ (ПУХАЛО) О ДОШКОЛЬНОМ

И НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Образование это не только изучение фактов и развитие навыков. Это часть погружения в общечеловеческую культуру и подготовки детей к построению нашего общества и всего мира. Образование должно быть направлено не только на обеспечение базовых навыков заработка на жизнь, но на развитие чувства целостности и смысла жизни у детей и молодёжи. Оно должно развивать их идеалы и помочь избежать цинизма, который, к сожалению, является частью современного мира. Мы никогда не должны разрушать идеалы детей и молодёжи. Мы хотим, чтобы они могли жить в реальном мире, но не хотим, чтобы они цинично относились к нему и отказались от стремления к совершенствованию себя, общества и мира вокруг себя.

Дети не рождаются с цинизмом, ненавистью и предвзятым отношением к другим. Это окружающие их взрослые инфицируют их такими недугами. Но мы надеемся, что наши образовательные учреждения не будут распространять эти недуги, которые заражают человечество и делают его нездоровым и безнравственным.

ОБУЧЕНИЕ С ЧЕСТНОСТЬЮ И ПОЛНОТОЙ

В 21 веке, говоря об обучении, нельзя забывать о влиянии технического прогресса на детей и молодёжь. В большинстве случаев это влияние начинается уже в ранние дошкольные годы. Всё, чему мы учим детей в школе, является дополнением, а иногда противоречием, тому, что они узнают через социальные сети или другие источники в интернете. Доступ к компьютерам, поисковым системам, онлайн-программам оказывает глубокое влияние на процессы мышления и сознания детей, часто ещё до наступления старшего дошкольного возраста. Мы не должны обольщаться, будто технологии и информация из интернета не оказывают глубокого влияния на мозг и мышление наших детей. Мозг и психика детей и молодых людей, родившихся после 1990 г., развивались под воздействием технологий, что привело к разрыву между этим и старшими поколениями, а также сделало устаревшими некоторые слова и методы обучения.

Глубокий эффект на ум и знания детей оказывают средства массовой информации. Мы должны учитывать это при планировании обучения.

Все эти факторы способны создавать несоответствия между тем, чему учит учитель и тем, как ученик воспринимает преподаваемое, если воспринимает вообще. Проблема чаще всего состоит не в содержании образования, а в терминологии и формах преподавания.

По некоторым предметам учителю необходимо регулярно осуществлять проверку фактов для себя, потому что многие дети делают её через социальные сети и поисковики интернета. Они перестанут это делать, когда станут подростками. То, что они находят, часто затем распространяется через социальные сети. Такое состояние дел справедливо по отношению к точным наукам, истории и другим общественным наукам. Даже если они преподаются на начальном уровне первых четырёх классов школы, важно то, как мы учим, а не только то, чему мы учим. Математика является точной до уровня бесконечности, поэтому в начальных классах это не проблема. Школьные программы и учителя не должны заниматься идеологической интерпретацией истории, естественных и гуманитарных наук, а должны учить честно. Нужно помнить, что дети могут проверить излагаемые факты парой кликов на клавиатуре. Обучение без честности является безнравственным и прививает безнравственность ученикам.

О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

Дошкольное обучение обычно основано на том, что ребенок обучается не столько благодаря чтению и слушанию. Дети учатся благодаря развитию творчества через изобразительную деятельность и поделки. Это возраст, в котором формируются и развиваются необходимые навыки сотрудничества и сопереживания.

Дети часто обучаются за пределами наших ожиданий, иногда незаметно для нас. Дошкольный возраст предоставляет идеальную возможность заложить образовательный и нравственный фундамент человека.

Несмотря на все положительные аспекты, технологии имеют ряд отрицательных черт. Они могут изолировать молодёжь и ослаблять их навыки в построении отношений и общения с другими людьми. Компьютерные игры, даже те, в которых участвуют другие игроки, часто ведут к такой изолированности.

Работа в группах и проектная деятельность в дошкольном возрасте может служить лекарством от изоляции и эгоцентризма. Проекты по изобразительному искусству, музыке и спорту, направленные на получение радости и сотрудничества, а не на конкуренцию и «выигрыш», являются прекрасным инструментом для социализации и обучения основам нравственности. К большому сожалению, в старших классах такие элементы бывают исключены из школьной программы.

Воспитание нравственности не может быть достигнуто красивыми словами и просто чувствами. Оно должно осуществляться на примерах и конкретных поступках, демонстрирующих то, что мы вкладываем в понятие нравственности. Нравственность проявляется в межличностных отношениях, отношении к Богу и религиозным законам. Если человек опирается на Библейскую мораль, то нравственные заповеди Христа должны превалировать во всех отношениях.

Если мы собираемся влиять на моральное сознание детей, мы должны служить им примером, быть искренними, демонстрировать честность сами. Дети искусно распознают притворство, о чем многие взрослые и не догадываются. На самом деле, дети понимают притворство лучше, чем взрослые.

Преподавание религии и катехизиса в государственной школе, возможно, не очень хорошая идея. Этому есть несколько причин. Гражданское образование и религия находятся в двух разных плоскостях, они не всегда свободны от взаимных противоречий. Когда религия преподаётся в государственных школах, это, как правило, делается в сухой и подавляющей, а не в духовно динамичной форме. Заучивание катехизиса и «фундаментальный буквализм» также могут противоречить тому, что ученики изучают на других уроках.

Это не отражается на дошкольниках и младших школьниках 1-2 классов, но может накопиться к последующим годам обучения. Не следует думать, что у младших школьников есть иммунитет против улавливания противоречий.

Данные Христом нравственные заповеди в дошкольном учреждении и первых двух или трёх классах начальной школы лучше преподавать более тонким путем, через обучение совместной работе и игре, через познание справедливости и сотрудничества. Нравственные заповеди Христа включают в себя любовь к ближнему, которая определяется как сопереживание другим людям, помогающее нам понять их и их потребности. Основу усвоения такой нравственности обеспечивает воспитание честности, чувства справедливости, способности делиться, замечать чувства других, воспитание понимания того, что мы должны «относиться к людям так, как хотим, чтобы относились к нам». Это довольно стандартное воспитание в детском саду, и детям, действительно, закладывают основы истинно нравственного суждения, когда их учат бережным, но прочным образом, в самом раннем возрасте. Воспитание в духе сурового морализма совершенно недопустимо. Такое воспитание, скорее всего, создаст только страх, эмоциональную неуравновешенность и даже нехристианские отношения.

Позвольте посоветовать, что нет лучшей основы, на которой открывается детям идея подлинной нравственности, чем обсуждение экологического кризиса, пусть даже на самом элементарном уровне, в дошкольном и младшем школьном возрасте. Это дверь, которую можно открывать постепенно, начиная с проектов по изобразительному искусству и рукоделию в детском саду, также вселяя чувство ответственности и сопереживания другим людям в нашем мире.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста более чем взрослые открыты сочувствию и сопереживанию людям, животным и всем другим созданиям. Детям присуще природное чувство сопереживания, которое важно развивать и поощрять. Именно в этом возрасте можно успешно поощрять и взращивать нравственные идеалы и дух заботы. Следование нравственным заповедям Христа, соблюдение заповеди «возлюби ближнего своего как самого себя» означает отождествление себя с радостью и горем соседей, их счастьем или болью. Только так можно понять их чувства, надежды, страхи, чаяния и страдания. Так проявляется чувство сопереживания или эмпатии. Говоря высокими религиозными терминами, это основа сострадательной любви, которая есть суть того, что мы называем «праведность».

С точки зрения воспитания нравственности эмпатия ко всем созданиям, ко всем живым существам дает детям глубокое понимание нравственных заповедей Христа: любовь к Богу, который создал землю, жизнь на ней, и нашу экологическую систему, любовь к Нему, которая не позволяет нам наносить вред или уничтожать то, что Он создал, и напротив, вызывает желание защитить созданное Им. Любовь (эмпатия) к ближнему (ко всему человечеству и каждому живому существу) вызывает желание сделать всё возможное, чтобы сохранить «систему жизнеобеспечения» для всех и всего. Возлюби своего ближнего так, что сможешь заботиться об общем благе всего человечества и обо всех живых существах.

Чему мы учим при таком подходе к воспитанию? Честности, умению отдавать, справедливости и искренней заботе не только о наших собратьях человеческих, но и обо всех живых существах. Даже если мы не выражаем это в религиозных терминах, мы должны учиться «делать другим то же, что мы хотели бы, чтобы другие делали нам», поэтому нам следует всерьез подумать о личном влиянии на мир, на воздух, которым мы все дышим, на воду, без которой мы не можем жить. Когда мы поступаем безответственно, мы наносим вред живым существам, мы наносим вред своим детям и внукам. Воспитание честного и заботливого отношения к человеческому сообществу и всему миру представляет моральный прогресс, а изучение последствий безответственного отношения укрепляет нравственность.

С помощью экологического воспитания мы можем формировать реальное понимание нравственности. Тут можно двигаться в нескольких направлениях, но самое первое, что необходимо установить – это фундамент нравственного мышления, которое основано не на страхе и высокомерии к людям, отличающимся от нас.

В том, что касается взаимоотношения религии и гражданского общества, законы того или другого не могут иметь реального морального смысла, пока мы не усвоим основу основ «всех заповедей и пророков… Возлюбите Бога всем своим существом и возлюбите [имейте сочувствие] ближнего своего». Это основа истинной нравственности. Это единственная по-настоящему прочная основа, на которой мы можем строить подлинно нравственное сознание. Боязнь наказания не может служить этой цели. Если бы мы вели себя согласно законам нравственности только из страха перед наказанием, то это не было бы нравственным поведением, а было бы только средством самосохранения, без реальной эмпатии или цели.

Важно помнить, что от личности и поведения людей, преподающих нравственные понятия, зависит, будет ли их учение иметь долговременное влияние на учеников. Вы, учителя, являетесь мерилом нравственности, которую воспитываете в учениках. Желая оказывать значимое влияние на учеников, нужно учить их искренне, без лицемерия и фанатизма, и без предубеждений.

КРАСОТА СПАСЁТ МИР. КУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Изречение Ф. Достоевского «красота спасет мир» может показаться преувеличенным, но оно основано на глубоком знании о развитии цивилизации и культуры. Искусство – музыка, изобразительное искусство и танец – есть отражение человеческого стремления к красоте, и они являются проявлением глубочайших чувств и вдохновений человека.

Изобразительное искусство и музыка – это элементы, которые помогают формировать и совершенствовать цивилизацию. Дети любят эти искусства и с готовностью откликаются на них. Использование искусства и художественных проектов является ключевым методом, применение которого в каждом учебном предмете помогает воспитывать детей. Дети любят выражать себя в изобразительном искусстве, а благодаря музыке и поэзии они учатся петь. Святой Ефрем Сирин, великий автор песнопений и молитв, псалмопевец, использовал эту технику с большим эффектом. Благодаря музыке и изобразительному искусству можно преподавать основы почти любого предмета.

Благодатные уроки музыки, изобразительного искусства и танцев не должны приноситься в жертву школьной программе, на каком бы то ни было уровне школьной системы. Начиная с детского сада, они предоставляют возможность для развития творческого потенциала ребенка и предлагают детям пути самовыражения, даже если у них нет ещё вербальных навыков.

Мы иногда называем искусствоведение процессом «аскетизма глаза». Аскетизм означает тренировку, а натренированный глаз способен видеть мир в лучшем, и это также совершенствует все наши учебные навыки. То же самое можно сказать о развитии слуха через понимание музыки. Всё это повышает наши навыки распознавания и раскрывает другие учебные навыки, особенно у детей. Понимание изобразительного искусства и музыки совершенствует нашу осведомленность, углубляет наше сознание. Понимание искусства, наша вовлеченность в искусство, красота, безусловно, являются частью нравственного воспитания и укрепления нашего человечества. Она может нас сделать лучше, и при этом научить нас как сделать мир лучше.

 


Православие

Canadian Orthodox Articles
Христианская Православная церковь. Кто мы такие?
Canadian Orthodox Articles
Молитвы

 


Митрополит Антоний (Храповицкий)

Canadian Orthodox Articles
Догмат искупления
Canadian Orthodox Articles

Догмат искупления. Сборник статей. (pdf)Canadian Orthodox Articles

Нравственная идея догмата пресвятой ТроицыCanadian Orthodox Articles

Нравственная идея догмата церквиCanadian Orthodox Articles

Нравственное содержание догмата о Св. ДухеCanadian Orthodox Articles

О невозможности нравственной жизни без религииCanadian Orthodox Articles

Нравственное обоснование важнейшего христианского догмата
Canadian Orthodox Articles

Чем отличается православная вера от западных вероисповеданийCanadian Orthodox Articles

Лазарь приточный и Лазарь четверодневныйCanadian Orthodox Articles

Размышления о спасительной силе Христовых страстейCanadian Orthodox Articles

Почему Иисус Христос не называл Себя БогомCanadian Orthodox Articles

Согласование евангельских сказаний о Воскресении ХристовомCanadian Orthodox Articles

Сын Человеческий. Опыт истолкованияCanadian Orthodox Articles Церковь как хранительница и истолковательница Божественного Откровения


Canadian Orthodox Articles

О загробной жизни и вечных мученияхCanadian Orthodox Articles

Библейское учение об ипостасном Слове Божием


Архиепископ Лазарь (Пухало)

Canadian Orthodox Articles
Библейские основания и смысл православного христианского монашества
Canadian Orthodox Articles
Духовное и библейское значение христианского поста

Canadian Orthodox Articles
О наименовании “Богородица” или “Теотокос”

Canadian Orthodox Articles
Ревность о Православии как проявление любви

Canadian Orthodox Articles
Как часто следует причащаться Святых Христовых Тайн православным христианам

 


Игумен Петр (Мещеринов)

Canadian Orthodox Articles
О лубочном христианстве
Canadian Orthodox Articles
Размышления о патриотизме

Canadian Orthodox Articles
Вл. Соловьев и национальный вопрос

Canadian Orthodox Articles
Церковные СМИ и патриотизм

 


Архиепископ Аверкий

Canadian Orthodox Articles
Почему не должно быть сидений в православных храмах
Canadian Orthodox Articles
Всенародное пение в храмах

 



Home